МДОУ "Октябрьский детский сад № 8" (с. Октябрьское Октябрьского района Челябинской области)

Использование здоровьесберегающих технологий (из опыта работы инструктора по физической культуре Носовой Е.Ю.)

 Использование здоровьесберегающих технологий в системе работы по физическому развитию и оздоровлению  детей дошкольного возраста.

"Здоровый человек - самое ценное произведение природы"

 Т. Карлейль

Исторически так сложилось, что от состояния здоровья детей, от их всестороннего развития, способностей и талантов во многом зависит благополучие общества, поэтому вопросы оздоровления детей,были и остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного воспитания. Формирование здоровья детей является приоритетным направлением деятельности любого дошкольного учреждения. 

72322627ce3d82f1de369f508db217ae.jpg    

           По данным медицинских исследований, с каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболеваемости среди детского населения. Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста в РФ показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось. Почти 90% детей дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата — нарушения осанки, плоскостопие, хронические заболевания, снижение остроты зрения, избыток веса и т.д  Наибольший рост патологий наблюдается именно по заболеваниям опорно-двигательного аппарата. Наш детский сад не является исключением.

            В 2014-2015 учебном году выездной медицинской комиссией в составе педиатра Октябрьской ЦРБ  и областного врача-хирурга-ортопеда в нашем детском саду было обследовано 67 детей в возрасте от 4 до 6 лет. Из всех обследованных детей только 9%  детей были признаны совершенно здоровыми. Более 91 %  обследованных детей имели различные отклонения в здоровье, в основном это- плоскостопие и другие нарушения опорно-двигательного аппарата, 6 % детей - другие отклонения в здоровье.

      Одной из главных причин такого результата я считаю малоподвижный образ жизни, а он,  в свою очередь,  связан с прогрессом компьютерных технологий, телевещания. Всё реже мы видим играющих, резвящихся детей на улице и больше сидящих за компьютерами, планшетами и телевизорами. Причём, если раньше к такой категории детей мы могли отнести только школьников, то сейчас это дети раннего и   дошкольного возраста. Результаты анкетирования, проведённого среди родителей, свидетельствуют о том, что большая часть родителей не уделяет должного внимания физическому развитию своих детей.

0a2ce7fdfff8b7beacc00194361b3be9.jpg

            Как мы знаем, самое главное для растущего организма является двигательная активность. Именно дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка.                                                             Я считаю, что наметившаяся в последние годы тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями физического развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.

            Выявленные отклонения в здоровье детей стали серьезным основанием для нашего педагогического коллектива и меня лично задуматься над улучшением физкультуро- оздоровительной работы. Осмыслив и осознав проблему здоровья детей, было принято решение: создать в детском саду оптимальную здоровьесберегающую модель, уделять больше внимания взаимодействию с семьей по вопросам укрепления здоровья детей.

          Я, как инструктор по физической культуре, в рамках реализации годовой задачи разработала свою систему по обеспечению полноценной двигательной активности детей и укреплению их здоровья через использование здоровьесберегающих технологий.

 Как говорил Амосов Николай Михайлович:                                                                

«Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно».

             Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие»технологии».                                                                               Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка со взрослыми. Физкультурно-оздоровительные здоровьесберегающие технологии направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников.                            Учитывая сложившуюся ситуацию, запрос родителей, и проанализировав современные здоровьесберегающие технологии, я решила взять  за основу авторскую технология доктора медицинских наук профессора Ю.Ф. Змановского «Здоровый дошкольник». Технология привлекла тем, что оздоровление детей осуществляется не медикаментозными средствами, а естественными силами природы, что обеспечивает не только физическое, но и эмоциональное развитие детей. Физкультурно–оздоровительное направление осуществляется комплексно, несёт в себе и воспитательную нагрузку – формирование у ребёнка потребности здорового образа жизни. Реализация технологии носит преимущественно индивидуально–дифференцированный характер, имеет физиологическое обоснование каждого раздела, учитываются закономерности возрастной психофизиологии.Рекомендуемые средства и методы просты и не требуют необходимости в приобретении дорогостоящего оборудования и  специальной подготовки.

            Начиная работу по определению исходных показателей, я использовала рекомендации автора и показатели,отражённые в образовательной программе нашего учреждения по определению уровня физического развития детей.

            Данные мониторинга на начало учебного года показали, что практически во всех возрастных группах преобладает средний уровень физического развития, достаточно высокий процент детей с низким уровнем физического развития и только в подготовительной группе есть дети, которых можно было отнести к высокому уровню физического развития, в остальных же группах дети с высоким уровнем физического развития отсутствовали.

             На основе мониторинга и с учетом основополагающих принципов технологии для рациональной организации двигательной активности была разработана модель двигательного режима и улучшения здоровья детей дошкольного возраста.

Основными задачами, которые стояли передо мной, были

- обеспечение полноценной двигательной активности детей через различные формы физического развития;

- поддержание у детей положительных эмоций, чувства “мышечной радости”, связанного с физической активностью;

- воспитание у каждого ребенка интереса к физкультурным занятиям и другим видам двигательной активности;

- совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;

- формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов и  родителей;

- проведение  необходимой коррекции движений и осанки каждого ребенка в процессе занятий по физическому развитию.

Данные задачи решались через:

•      Интеграцию задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности;

•      Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ;

•      Разнообразие форм физкультурно - досуговой деятельности с дошкольниками;

            В целях оздоровления и профилактики плоскостопия и нарушений опорно-двигательного аппарата использую как традиционные формы физического развития, так и совершенно новые, которые ранее не применялись.

 ФОРМЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

520f852a673ab0bb8c84ba42d9589e89.jpg

            Утренняя гимнастика, как один из важных компонентов двигательного режима, направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. При составлении комплекса утренней гимнастики, наряду с традиционной, стараюсь внедрять разные ее типы и варианты, как в содержательном плане, так и в методике проведения. Оптимальная двигательная активность детей во время утренней гимнастики достигается путем подбора упражнений разной степени интенсивности, определенного количества повторений. Помимо классических общеразвивающих упражнений я использую корригирующую гимнастику – это комплексы упражнений, направленных непосредственно на профилактику нарушений осанки и плоскостопия, с оборудованием и без,  например, с использованием  гимнастических палок, мячей.

3876d3f5320ae089a45bf992857ea8a1.jpg

b91b524e14da26b167911498ae20e8bd.jpg

fa77fe92372fd018a3ae6eb640aa2b5a.jpg

5e24e12e15c391080aa308be049de164.jpg

 Это зарядки в стихотворной и игровой форме. Например, иногда я беру хороводные игры «Как у дядюшки Федота», «Ровным кругом», «Затейники».

61bc4ea4d935fa5b9da6fe8ee663c53a.jpg

2cd3a7957d9b45608fa2276a012043e3.jpg

 Но наибольшее удовольствие, как показал опыт, дети получают во время ритмической гимнастики. Она помогает увлечь ребенка занятиями физической культурой, сформировать потребность в ней. Во время проведения ритмической гимнастики использую образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность, является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся,позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, служит основой для усвоения ребенком различных видов движений,обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков.

c133be61ef832e94602f6e31ab4ba07b.jpg

                                                                                                                     "Буратино" 

ab8fd8966c818dc29d1e4efdc58da742.jpg

                                                                                                                    "Чики-Тыри"

   Использование ритмики не только во время проведения утренней гимнастики, но и при организации  других форм  двигательной активности,  позволяет значительно расширить двигательный режим дошкольников, разнообразить его  содержание, удовлетворить естественные потребности   в движениях и проявить детьми творческие способности  в выборе движений.

c7248de2c5e4042fef7441a0ccfa7dd7.jpg

            Совместный матросский танец на утреннике, посвящённом 23 февраля.

            Непосредственно-организованная образовательная деятельность по физкультуре проводится согласно расписанию 3 раза в неделю, причём одно занятие обязательно на свежем воздухе. 

c74a94a4c16a81a5bba0cb980c3b67af.jpg

9cd7dc79348a9d4f7346be497702e54a.jpg

8a82b7a355c14c01855291536b41065d.jpg

Образовательная программа по физической культуре обеспечивает оптимальный объем физической нагрузки и высокий уровень двигательной активности детей. Комбинации фронтального и группового способов проведения занятий позволяет повысить физическую нагрузку, моторную плотность занятия. 

Обязательный фрагмент каждого занятия составляют упражнения разминочного и гимнастического характера, упражнения, способствующие улучшению осанки. Во время проведения физкультурных занятий большое внимание я уделяю элементам дыхательной гимнастики. Их я использую после ОРУ и подвижных игр. Они помогают  восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики. 

d7232ef99224b5d7fcdc42eef9e443ec.jpg

Провожу обучение детей приемам мышечного расслабления (т.е. релаксации).   Упражнения на релаксацию для детей играют большую роль. Расслабление позволяет сконцентрировать внимание и снять возбуждение. Упражнения для релаксации особенно важны для тех, кто подвержен частым заболеваниям, а также тревожен, возбудим,  гиперактивен. 

3d07908fa2b154c012f5b5b998bf3004.jpg

               В своей практике я использую например,такие упражнения релаксации: если это зима- дети «как снежинки» покружились и легли на землю, осенью-это листики, весной - тающие сосульки, летом- капельки дождя. Если слушаем музыку, то это космос, море, лес и т.д. В этот момент дети проявляют свою фантазию и воображение, мысленно отправляясь в свой сказочный мир.

             Так же на занятиях использую музыкотерапию, элементы восточной, биоэнергетической  и психогимнастики. Нетрадиционная  гимнастика не только сохраняет и укрепляет здоровье детей, обеспечивает их полноценное физическое развитие, формирует интерес к занятиям физкультурой и спортом, но и поддерживает положительное эмоциональное состояние каждого воспитанника. Их можно так же использовать в третьей части занятий в качестве упражнений  на восстановление  и приведении всех функциональных систем организма в норму.

            Так же в занятия я включаю самомассаж. Самомассаж является основой для закаливания и оздоровления детского организма. Он способствует поднятию общего тонуса детского организма и улучшению кровообращения.  В своей практике я использую приёмы игрового самомассажа не только с целью профилактики заболеваемости, но и с целью  формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и развития навыков собственного оздоровления.

4c12ee2c9b7aaca07548e284a0211844.jpg

5ce516ca2b08554f026cb42ff7a3b80c.jpg

f02bf5bb0bf2ffd1b15b67040d933d02.jpg

 Игровые самомассажи выбраны мной неслучайно. Именно они в наиболее упрощённой форме помогают детям понять физиологические основы работы органов и частей тела своего организма. Особое внимание детей я обращаю на способы выполнения самомассажа:

- руки и тело должны быть чистыми,

- мышцы должны быть максимально расслаблены,

-массажные движения должны быть аккуратными и плавными.

Хлопковой самомассаж – все части тела с головы до ног массируются ритмичными хлопками в такт стихотворному тексту.

Точечный –массируются биологические активные точки лёгкими надавливаниями.

Самомассаж стоп,кистей рук, ушных раковин, живота, грудной области, шеи, головы, лица – выполняется лёгкими поглаживающими, растирающими, похлопывающими и защипывающими движениями.

 Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления.

            Так же на занятиях я использую массажные коврики и дорожки. Они являются хорошим методом закаливания организма, служат профилактике и коррекции плоскостопия, развивают чувства равновесия и координации движений, сохранения и укрепления здоровья детей, формируют привычку к здоровому образу жизни.

306bc7d160a6c95e587da0e173014d17.jpg

                        Физкультурные занятия, утренняя гимнастика проводятся через разнообразные формы: на танцевальном и литературном материале,  в форме подвижных игр и оздоровительного бега, в форме занятий, состоящих из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности, в форме различных эстафет и др.,  что позволяет более эффективно реализовать двигательную активность дошкольников, повысить уровень их физического и эмоционального развития.

faa1a4e10c2b941f168e0b2b99988e1b.jpg

b349438fb0a48e92aa6a58560f8bc088.jpg

484bce79b8c5cba6407cc955d26692e1.jpg

Использую воображаемые ситуации и игровые образы на физкультурных занятиях, при проведении гимнастики и т.п. Веселые сказочные персонажи, красочные атрибуты (флажки, шары, ленты, обручи), необычные игры-забавы, аттракционы, тщательно подобранное музыкальное сопровождение способствуют созданию у детей психологического комфорта, желанию заниматься физическими упражнениями.

            Невозможно представить себе жизнь ребёнка в детском саду без весёлых досугов и развлечений. 

54b8dd79439def57bf0dda8052633d95.jpg

6f07e9c39f558a51b7c50812cad9b547.jpg

5ab49be99ddbfd5347e4a56764ab4f18.jpg

c416dd5728603a2e723b70b48d779f28.jpg

37636ca21e4fe173aeccee1bd4e7f3a3.jpg

d5e4c1ef40d49ea76a612001f04d9528.jpg

fee345445a035e9c3219cbd09df53d2b.jpg

48aa508ab2d7b855d3c73b6c81ae91c3.jpg

7c76da50c9b782c3359cd6fa41a85a6b.jpg

Они повышают у детей интерес к физической культуре, способствуют закреплению двигательных умений и навыков, развитию двигательных качеств (быстрота, ловкость), воспитанию чувства коллективизма, дружбы, организованности. Я провожу спортивные развлечения раз в месяц в каждой возрастной группе. Два раза в год я провожу спортивные праздники, а также в нашем детском саду практикуется проведение спартакиад: летней и зимней.

609b02177073beed6001e6b3b7f5a7e6.jpg

f46a0f9dd2eadac052338b2e4de7cbdf.jpg

6a6785548361cdd503ba16c63fdb02b5.jpg

58b67ac798f39aa423e188c7e5da10c5.jpg

            В вопросах здоровьесбережения стараюсь использовать и новые нетрадиционные формы работы с детьми:

– дни здоровья – это тематические дни, на которых в разных формах организации деятельности систематизируются знания и умения детей по здоровьесбережению,

–тематические досуги и праздники оздоровительной направленности помогают воздействовать на осмысление приоритета здоровья для каждого человека, формированию здорового образа жизни,

– другие формы физического развития детей, направленные на удовлетворение их физиологических потребностей в движении и обеспечивающие развитие физических качеств сверх базового образовательного уровня.

bb082902691e1d18abdbe20870bbd239.jpg

c566130bae6ea75c61fa4e02f384c3b9.jpg

            В реализации задач по решению проблемы воспитания здорового ребенка важно тесное взаимодействие и сотрудничество с семьей и социумом, это одно из условий эффективного оздоровления по технологии Ю.Ф. Змановского.

             Работая над задачей повышения интереса детей к различным видам спорта, я вместе с воспитателями организовывала экскурсии детей в ФОК, где дети могли попробывать свои силы на различных тренажёрах.

1fc5932b92f9b6236ff3cc94d62dc0cc.jpg

d26c3a46904538e6d57e5a0deba028f3.jpg

6891b84206516282bf41b1219e518a0e.jpg

0548a1ff1805323bc27c0e56fd92a58c.jpg

b68f3ae2e3411df31bae18edcbcb12bb.jpg

            Я  уверена, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьёй. Работа с семьёй включает в себя:

1)ознакомление с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении;

 2) обучение родителей конкретным приёмам и методам оздоровления. В этих целях я использую:

-консультации;

-дни открытых дверей для родителей с просмотром разнообразных мероприятий в физкультурном зале и на спортивной площадке;

-физкультурные досуги и праздники с участием родителей.

-родительское собрание-обучение родителей приемам и методам оздоровления детей(тренинги, практикумы);

-участие в семейном  клубе «Дружная семья».

361ec9c7cf708f85409348c49ad7b8b4.jpg

937f5af941c84dead128f9f4f695de71.jpg

undefinedd83872471a22a9f87e90a5aee105d9b3.jpg

e250e296b9ddba7dcbf4aa34224717c7.jpg

            Стало традицией проводить совместные спортивные развлечения детей с  их родителями.  Это «Папа, мама, я – спортивная семья», праздник, посвящённый 23 февраля с участием пап, заседание семейного клуба «Бебби-спорт» и др.

763e61e0aea3d7f453c3e47c85ac8879.jpg

47e108cbce4098050d9b32f12d8d921f.jpg

b319e949bf73629585b30c6d0aad9b79.jpg

ea4c961fe91129176f39dd2c56c7ce20.jpg

05bd728fa2513e5514aecb8cef922867.jpg

560aadcd36817cdc824cfb633202e1bc.jpg

6d138b8c12327cfee5bc385aa1e746fc.jpg

d0e9f4d12a6b8a8a01cc897912fd732d.jpg

            Организация этих занятий, содержание встреч обязательно строится с учетом принципов здоровьесбережения и направлена на эмоциональное сближение родителей и детей и обогащение опыта детско-родительских отношений.

            Совместная работа родителей и педагогов позволяет нам осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку и совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего времени пребывания в дошкольном учреждении.

            В работе с педагогами также стараюсь пропагандировать приёмы оздоровления  в процессе организации образовательной деятельности. Так, в детском саду для педагогов я провела мастер-класс по использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе (показ упражнений в процессе гимнастики пробуждения, методика проведения дыхательной гимнастики, релаксации, упражнений на профилактику плоскостопия и нарушений осанки и др.).

            Применение здоровьесберегающих технологий в работе по физическому развитию детей способствовало активизации двигательной деятельности, развитию физических качеств, укреплению мышечного тонуса детей, что оказало положительное влияние не только на эмоциональное, но и их познавательное развитие, и качественную подготовку  дошкольников к школе. Выросла заинтересованность семьи и детского сада во взаимодействии по вопросам физкультурно-оздоровительной работы.

Повышается индекс здоровья детей, улучшается психоэмоциональное благополучие детей, адаптация их к условиям детского сада. Дети научились владеть своим телом, стали пластичнее, проявляют осознанное отношение к физическим упражнениям.

 Подтверждением результативности моей работы является рост показателей выполнения детьми основных разделов образовательной программы по физической культуре.

                Выбранная мною тема не ограничивается одним годом работы, т.к. проблема нарушений опорно-двигательного аппарата и высокой заболеваемости в детском саду по-прежнему остаётся, а следовательно и моя работа будет продолжаться.

 

11 февраля 2016 в 18:28

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.