МДОУ "Октябрьский детский сад № 8" (с. Октябрьское Октябрьского района Челябинской области)
|
Использование здоровьесберегающих технологий (из опыта работы инструктора по физической культуре Носовой Е.Ю.)Использование здоровьесберегающих технологий в системе работы по физическому развитию и оздоровлению детей дошкольного возраста. "Здоровый человек - самое ценное произведение природы" Т. Карлейль
Исторически так сложилось, что от состояния здоровья детей, от их всестороннего развития, способностей и талантов во многом зависит благополучие общества, поэтому вопросы оздоровления детей,были и остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного воспитания. Формирование здоровья детей является приоритетным направлением деятельности любого дошкольного учреждения.
По данным медицинских исследований, с каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболеваемости среди детского населения. Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста в РФ показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось. Почти 90% детей дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата — нарушения осанки, плоскостопие, хронические заболевания, снижение остроты зрения, избыток веса и т.д Наибольший рост патологий наблюдается именно по заболеваниям опорно-двигательного аппарата. Наш детский сад не является исключением. В 2014-2015 учебном году выездной медицинской комиссией в составе педиатра Октябрьской ЦРБ и областного врача-хирурга-ортопеда в нашем детском саду было обследовано 67 детей в возрасте от 4 до 6 лет. Из всех обследованных детей только 9% детей были признаны совершенно здоровыми. Более 91 % обследованных детей имели различные отклонения в здоровье, в основном это- плоскостопие и другие нарушения опорно-двигательного аппарата, 6 % детей - другие отклонения в здоровье. Одной из главных причин такого результата я считаю малоподвижный образ жизни, а он, в свою очередь, связан с прогрессом компьютерных технологий, телевещания. Всё реже мы видим играющих, резвящихся детей на улице и больше сидящих за компьютерами, планшетами и телевизорами. Причём, если раньше к такой категории детей мы могли отнести только школьников, то сейчас это дети раннего и дошкольного возраста. Результаты анкетирования, проведённого среди родителей, свидетельствуют о том, что большая часть родителей не уделяет должного внимания физическому развитию своих детей. Как мы знаем, самое главное для растущего организма является двигательная активность. Именно дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. Я считаю, что наметившаяся в последние годы тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями физического развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. Выявленные отклонения в здоровье детей стали серьезным основанием для нашего педагогического коллектива и меня лично задуматься над улучшением физкультуро- оздоровительной работы. Осмыслив и осознав проблему здоровья детей, было принято решение: создать в детском саду оптимальную здоровьесберегающую модель, уделять больше внимания взаимодействию с семьей по вопросам укрепления здоровья детей. Я, как инструктор по физической культуре, в рамках реализации годовой задачи разработала свою систему по обеспечению полноценной двигательной активности детей и укреплению их здоровья через использование здоровьесберегающих технологий. Как говорил Амосов Николай Михайлович: «Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно». Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие»технологии». Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка со взрослыми. Физкультурно-оздоровительные здоровьесберегающие технологии направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников. Учитывая сложившуюся ситуацию, запрос родителей, и проанализировав современные здоровьесберегающие технологии, я решила взять за основу авторскую технология доктора медицинских наук профессора Ю.Ф. Змановского «Здоровый дошкольник». Технология привлекла тем, что оздоровление детей осуществляется не медикаментозными средствами, а естественными силами природы, что обеспечивает не только физическое, но и эмоциональное развитие детей. Физкультурно–оздоровительное направление осуществляется комплексно, несёт в себе и воспитательную нагрузку – формирование у ребёнка потребности здорового образа жизни. Реализация технологии носит преимущественно индивидуально–дифференцированный характер, имеет физиологическое обоснование каждого раздела, учитываются закономерности возрастной психофизиологии.Рекомендуемые средства и методы просты и не требуют необходимости в приобретении дорогостоящего оборудования и специальной подготовки. Начиная работу по определению исходных показателей, я использовала рекомендации автора и показатели,отражённые в образовательной программе нашего учреждения по определению уровня физического развития детей. Данные мониторинга на начало учебного года показали, что практически во всех возрастных группах преобладает средний уровень физического развития, достаточно высокий процент детей с низким уровнем физического развития и только в подготовительной группе есть дети, которых можно было отнести к высокому уровню физического развития, в остальных же группах дети с высоким уровнем физического развития отсутствовали. На основе мониторинга и с учетом основополагающих принципов технологии для рациональной организации двигательной активности была разработана модель двигательного режима и улучшения здоровья детей дошкольного возраста. Основными задачами, которые стояли передо мной, были - обеспечение полноценной двигательной активности детей через различные формы физического развития; - поддержание у детей положительных эмоций, чувства “мышечной радости”, связанного с физической активностью; - воспитание у каждого ребенка интереса к физкультурным занятиям и другим видам двигательной активности; - совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка; - формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов и родителей; - проведение необходимой коррекции движений и осанки каждого ребенка в процессе занятий по физическому развитию. Данные задачи решались через: • Интеграцию задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности; • Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ; • Разнообразие форм физкультурно - досуговой деятельности с дошкольниками; В целях оздоровления и профилактики плоскостопия и нарушений опорно-двигательного аппарата использую как традиционные формы физического развития, так и совершенно новые, которые ранее не применялись. ФОРМЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ: Утренняя гимнастика, как один из важных компонентов двигательного режима, направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. При составлении комплекса утренней гимнастики, наряду с традиционной, стараюсь внедрять разные ее типы и варианты, как в содержательном плане, так и в методике проведения. Оптимальная двигательная активность детей во время утренней гимнастики достигается путем подбора упражнений разной степени интенсивности, определенного количества повторений. Помимо классических общеразвивающих упражнений я использую корригирующую гимнастику – это комплексы упражнений, направленных непосредственно на профилактику нарушений осанки и плоскостопия, с оборудованием и без, например, с использованием гимнастических палок, мячей. Это зарядки в стихотворной и игровой форме. Например, иногда я беру хороводные игры «Как у дядюшки Федота», «Ровным кругом», «Затейники». Но наибольшее удовольствие, как показал опыт, дети получают во время ритмической гимнастики. Она помогает увлечь ребенка занятиями физической культурой, сформировать потребность в ней. Во время проведения ритмической гимнастики использую образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность, является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся,позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, служит основой для усвоения ребенком различных видов движений,обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков. "Буратино" "Чики-Тыри" Использование ритмики не только во время проведения утренней гимнастики, но и при организации других форм двигательной активности, позволяет значительно расширить двигательный режим дошкольников, разнообразить его содержание, удовлетворить естественные потребности в движениях и проявить детьми творческие способности в выборе движений. Совместный матросский танец на утреннике, посвящённом 23 февраля. Непосредственно-организованная образовательная деятельность по физкультуре проводится согласно расписанию 3 раза в неделю, причём одно занятие обязательно на свежем воздухе. Образовательная программа по физической культуре обеспечивает оптимальный объем физической нагрузки и высокий уровень двигательной активности детей. Комбинации фронтального и группового способов проведения занятий позволяет повысить физическую нагрузку, моторную плотность занятия. Обязательный фрагмент каждого занятия составляют упражнения разминочного и гимнастического характера, упражнения, способствующие улучшению осанки. Во время проведения физкультурных занятий большое внимание я уделяю элементам дыхательной гимнастики. Их я использую после ОРУ и подвижных игр. Они помогают восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики. Провожу обучение детей приемам мышечного расслабления (т.е. релаксации). Упражнения на релаксацию для детей играют большую роль. Расслабление позволяет сконцентрировать внимание и снять возбуждение. Упражнения для релаксации особенно важны для тех, кто подвержен частым заболеваниям, а также тревожен, возбудим, гиперактивен. В своей практике я использую например,такие упражнения релаксации: если это зима- дети «как снежинки» покружились и легли на землю, осенью-это листики, весной - тающие сосульки, летом- капельки дождя. Если слушаем музыку, то это космос, море, лес и т.д. В этот момент дети проявляют свою фантазию и воображение, мысленно отправляясь в свой сказочный мир. Так же на занятиях использую музыкотерапию, элементы восточной, биоэнергетической и психогимнастики. Нетрадиционная гимнастика не только сохраняет и укрепляет здоровье детей, обеспечивает их полноценное физическое развитие, формирует интерес к занятиям физкультурой и спортом, но и поддерживает положительное эмоциональное состояние каждого воспитанника. Их можно так же использовать в третьей части занятий в качестве упражнений на восстановление и приведении всех функциональных систем организма в норму. Так же в занятия я включаю самомассаж. Самомассаж является основой для закаливания и оздоровления детского организма. Он способствует поднятию общего тонуса детского организма и улучшению кровообращения. В своей практике я использую приёмы игрового самомассажа не только с целью профилактики заболеваемости, но и с целью формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и развития навыков собственного оздоровления. Игровые самомассажи выбраны мной неслучайно. Именно они в наиболее упрощённой форме помогают детям понять физиологические основы работы органов и частей тела своего организма. Особое внимание детей я обращаю на способы выполнения самомассажа: - руки и тело должны быть чистыми, - мышцы должны быть максимально расслаблены, -массажные движения должны быть аккуратными и плавными. Хлопковой самомассаж – все части тела с головы до ног массируются ритмичными хлопками в такт стихотворному тексту. Точечный –массируются биологические активные точки лёгкими надавливаниями. Самомассаж стоп,кистей рук, ушных раковин, живота, грудной области, шеи, головы, лица – выполняется лёгкими поглаживающими, растирающими, похлопывающими и защипывающими движениями. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления. Так же на занятиях я использую массажные коврики и дорожки. Они являются хорошим методом закаливания организма, служат профилактике и коррекции плоскостопия, развивают чувства равновесия и координации движений, сохранения и укрепления здоровья детей, формируют привычку к здоровому образу жизни. Физкультурные занятия, утренняя гимнастика проводятся через разнообразные формы: на танцевальном и литературном материале, в форме подвижных игр и оздоровительного бега, в форме занятий, состоящих из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности, в форме различных эстафет и др., что позволяет более эффективно реализовать двигательную активность дошкольников, повысить уровень их физического и эмоционального развития. Использую воображаемые ситуации и игровые образы на физкультурных занятиях, при проведении гимнастики и т.п. Веселые сказочные персонажи, красочные атрибуты (флажки, шары, ленты, обручи), необычные игры-забавы, аттракционы, тщательно подобранное музыкальное сопровождение способствуют созданию у детей психологического комфорта, желанию заниматься физическими упражнениями. Невозможно представить себе жизнь ребёнка в детском саду без весёлых досугов и развлечений. Они повышают у детей интерес к физической культуре, способствуют закреплению двигательных умений и навыков, развитию двигательных качеств (быстрота, ловкость), воспитанию чувства коллективизма, дружбы, организованности. Я провожу спортивные развлечения раз в месяц в каждой возрастной группе. Два раза в год я провожу спортивные праздники, а также в нашем детском саду практикуется проведение спартакиад: летней и зимней. В вопросах здоровьесбережения стараюсь использовать и новые нетрадиционные формы работы с детьми: – дни здоровья – это тематические дни, на которых в разных формах организации деятельности систематизируются знания и умения детей по здоровьесбережению, –тематические досуги и праздники оздоровительной направленности помогают воздействовать на осмысление приоритета здоровья для каждого человека, формированию здорового образа жизни, – другие формы физического развития детей, направленные на удовлетворение их физиологических потребностей в движении и обеспечивающие развитие физических качеств сверх базового образовательного уровня. В реализации задач по решению проблемы воспитания здорового ребенка важно тесное взаимодействие и сотрудничество с семьей и социумом, это одно из условий эффективного оздоровления по технологии Ю.Ф. Змановского. Работая над задачей повышения интереса детей к различным видам спорта, я вместе с воспитателями организовывала экскурсии детей в ФОК, где дети могли попробывать свои силы на различных тренажёрах. Я уверена, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьёй. Работа с семьёй включает в себя: 1)ознакомление с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении; 2) обучение родителей конкретным приёмам и методам оздоровления. В этих целях я использую: -консультации; -дни открытых дверей для родителей с просмотром разнообразных мероприятий в физкультурном зале и на спортивной площадке; -физкультурные досуги и праздники с участием родителей. -родительское собрание-обучение родителей приемам и методам оздоровления детей(тренинги, практикумы); -участие в семейном клубе «Дружная семья». Стало традицией проводить совместные спортивные развлечения детей с их родителями. Это «Папа, мама, я – спортивная семья», праздник, посвящённый 23 февраля с участием пап, заседание семейного клуба «Бебби-спорт» и др. Организация этих занятий, содержание встреч обязательно строится с учетом принципов здоровьесбережения и направлена на эмоциональное сближение родителей и детей и обогащение опыта детско-родительских отношений. Совместная работа родителей и педагогов позволяет нам осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку и совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего времени пребывания в дошкольном учреждении. В работе с педагогами также стараюсь пропагандировать приёмы оздоровления в процессе организации образовательной деятельности. Так, в детском саду для педагогов я провела мастер-класс по использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе (показ упражнений в процессе гимнастики пробуждения, методика проведения дыхательной гимнастики, релаксации, упражнений на профилактику плоскостопия и нарушений осанки и др.). Применение здоровьесберегающих технологий в работе по физическому развитию детей способствовало активизации двигательной деятельности, развитию физических качеств, укреплению мышечного тонуса детей, что оказало положительное влияние не только на эмоциональное, но и их познавательное развитие, и качественную подготовку дошкольников к школе. Выросла заинтересованность семьи и детского сада во взаимодействии по вопросам физкультурно-оздоровительной работы. Повышается индекс здоровья детей, улучшается психоэмоциональное благополучие детей, адаптация их к условиям детского сада. Дети научились владеть своим телом, стали пластичнее, проявляют осознанное отношение к физическим упражнениям. Подтверждением результативности моей работы является рост показателей выполнения детьми основных разделов образовательной программы по физической культуре. Выбранная мною тема не ограничивается одним годом работы, т.к. проблема нарушений опорно-двигательного аппарата и высокой заболеваемости в детском саду по-прежнему остаётся, а следовательно и моя работа будет продолжаться.
11 февраля 2016 в 18:28
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.