МДОУ "Октябрьский детский сад № 8" (с. Октябрьское Октябрьского района Челябинской области)
|
Опыт работы учителя-логопеда МКДОУ Толкачёвой Ольги ВитальевныСистема работы по применению активных методов профилактики речевых нарушений у детей в условиях логопедического пункта. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Развитие речи детей в значительной мере зависит от потребности в пользовании языком. В дошкольный период происходит становление и формирование речи ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с речевой патологией. За последнее годы среди воспитанников нашего детского сада также увеличилось количество детей, имеющих речевые нарушения. Здесь мы говорим о недоразвитии артикуляционной моторики, артикуляционного праксиса, замены и искажении как одного звука, так и группы звуков. Поэтому одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений. Передо мной как специалистом, работающим с детьми, имеющими речевые нарушения, стояла задача поиска эффективных методов формирования произносительных возможностей, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы успешное овладение навыками нормативного произношения. Для этого требуется понимание сути расстройства, осмысленный нестандартный подход в работе, постепенное формирование у ребёнка прочных навыков. Важно было сформировать у дошкольников мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающей стабильные результаты. А делать это нужно легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребёнка, не превращая занятия в нудные тренировки. Артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению речевых мышц, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению. Однако, ежедневные выполнение гимнастики для языка снижают интерес детей к занятиям. Отсюда вытекает проблема: увеличение количества детей с нарушением звукопроизношения и традиционные меры по их устранению, не способствующие эффективности коррекционной работы. Для улучшения результата работы над артикуляцией я стала использовать активные методы работы. Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит, надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Активные методы обучения, игровые методы – очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях. В целях повышения интереса к выполнению артикуляционных упражнений, я стремлюсь выполнять их с детьми в игровой форме, включая в работу различные анализаторы и используя многообразие вспомогательного материала. На своих занятиях помимо традиционных форм проведения артикуляционной гимнастики я использую нетрадиционные формы, в создании которых участвуют и дети. Исходя из того, что мышление дошкольников носит наглядно – образный характер, большинство артикуляционных упражнений связано с определенными игровыми образами
Данные картинки-символы используются мною, как на начальном этапе проведения артикуляционной гимнастики, так и даются детям в качестве домашнего задания и вклеиваются в тетрадь. Эти символы ребёнок должен раскрасить и повторить данные упражнения перед зеркалом дома. Символы упражнений расположены над зеркалом для индивидуальных занятий, сделаны альбомы с комплексами упражнений для активных органов артикуляции, а так же специфические комплексы упражнений с учетом фонетической группы. Данные символы используются мною и в таких игровых пособиях, как: - артикуляционные кубики Подготовка: педагог вместе с ребёнком рассматривает рисунки к артикуляционным упражнениям: заборчик, качели, грибок, чашечка, лошадка и т. д. К каждому упражнению подобраны небольшие стихотворения. Педагог читает стихотворение, ребёнок выполняет данное упражнение. 1 вариант. Ребёнок поворачивает куб с картинками-предметами и выполняет соответствующую артикуляционную гимнастику. 2 вариант. Ребёнок, поворачивая кубы, должен подобрать картинку-предмет и картинку с изображением лица, показывающим определенное артикуляционное упражнение. Затем ребёнок выполняет соответствующую артикуляционную гимнастику. Свериться ребёнок может с наглядным материалом. - игровое пособие "Логокуб" позволяет производить сменяемость материала, а именно картинок-символов самому ребёнку, манипулируя речевым кубом самостоятельно. Ход игры: ребенок бросает кубик и выполняет определенное артикуляционное упражнение в соответствии с картинкой, выпавшей на кубике. - игра "Весёлая рыбалка" направлена не только на развитие артикуляторной моторки, но и зрительной ловкости в умении "поймать" рыбку. - артикуляционная игра «Путешествие язычка» с использованием игрового поля, фишек-игрушек и кубика позволяет провести артикуляционную гимнастику в форме соревнования, игры-путешествия Артикуляционная гимнастика со Смешариками – это набор карточек для проведения традиционных в логопедии упражнений для развития артикуляционной моторики. Герои известного мультфильма помогут педагогам и родителям заинтересовать малыша. Если взрослый немного пофантазирует с ребёнком, то, наверняка, получится увлекательная история о том, как Смешарики помогли Кате (имя ребенка) научиться правильно произносить все звуки. Пособие "Волшебный мешочек", где дети с удовольствием отыскивают, угадывают и достают игрушку из мешочка . Артикуляционные игры с «живыми» иллюстрациями. Мною были изготовлены специальные подвижные «живые» картинки, которые позволяют показать детям именно те движения, которые необходимо выполнить в данной артикуляционной игре. Картинки с живыми элементами вызывают у детей большой интерес и желание повторить показанные по аналогии с ними движения губами, языком или щеками. Выполнение артикуляционных упражнений с применением «волшебных палочек — помогалочек", а так же с использованием нетрадиционных упражнений с шариком и ложкой способствуют совершенствованию артикуляционной моторики. В моей "копилке" имеются также и "Сказки о Весёлом язычке", которые позволяют в забавной форме выполнить необходимые упражнения. Каждый раз, приступая к занятию, можно рассказывать новую сказку, а также придумывать свои, что будет являться дополнительным стимулом и быстрее приведёт к желаемому результату. Сказки преподносятся как в традиционной форме-в виде стихотворения, сказки и загадки, так и в форме мультимедийной презентации. С появлением в детском саду компьютера использование мультимедийных презентаций существенно облегчило работу, так как с помощью компьютерной графики можно показать выполнение любого, даже очень сложного упражнения более наглядно. (упражнение "Вкусное варенье", "Грибок") Учитывая склонность детей к подражанию, наглядным формам мышления, игре, я изготовила дидактическое пособие "Язычок", который одевается на руку взрослого и ребёнка. Играя с язычком, ребёнок узнаёт, что у язычка есть кончик, спинка, корешок. Картинку язычка рисуем в тетради и подписываем "Мой язычок". Знакомясь с новым звуком, ребёнок узнаёт, где находится кончик, спинка, корешок при произношении данного конкретного звука. Это хороший игровой приём для самоккорекции произношения, исследования звуков.Выполняя артикуляционные упражнения с помощью вязаного язычка, происходит соединение движений кистей рук с движениями органов артикуляционного аппарата. Данная форма работы носит название БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. Сначала рукавичка-язычок одевается на ведущую руку ребёнка, а уже после того, как отработано упражнение руки и язычка, мы добавляем и вторую руку. К этому виду работы относится и применение детских перчаток при выполнении артикуляционной гимнастики. Так же мною изготовлена дидактическая кукла Лягушка-Квакушка, которую использую в работе по коррекции артикуляторных расстройств. С её помощью можно модифицировать вышеуказанный приём и вместе с тем она является занимательным персонажем в сюжете занятия и создает благоприятный эмоциональный фон. Квакушка – это мягкая игрушка с раскрывающимся ртом. Голова лягушки сшита таким образом, что можно вложить руку с тыльной стороны головы в язык, сделанный в виде красного мешка Логопед, манипулируя этим языком, демонстрирует артикуляционные движения, уклады. При этом он даёт возможность детям ощупывать язык лягушки, подключая к работе тактильный анализатор. Ярко-красный цвет языка и его размер улучшают зрительное восприятие артикуляции. В целом работа с этой замечательной игрушкой повышает заинтересованность детей к занятиям. Кстати, Лягушку-Квакушку можно использовать как поощрение, а именно предложить провести артикуляционную гимнастику вместе с лягушкой наиболее старательному ребёнку. Еще один вариант проведения артикуляционной гимнастики – артикуляционная гимнастика в игрушках. Каждое упражнение артикуляционной гимнастики выполнено в виде вязаной крючком игрушки. Дети выполняют упражнения, манипулируя игрушками. Очень часто на логопедических занятиях требуется показать ребёнку или его родителю, как правильно располагать язык, смыкать зубы, чтобы воспроизвести тот или иной звук. Объяснять занятие за занятием, как делать все правильно логопеду приходится на "пальцах".Чтобы уйти от этой проблемы, я приобрела резиновый муляж рта с языком и зубами. Муляж изготовлен из резины и полностью воспроизводит артикуляционный аппарат человека. Приводится в действие надеванием на кисть руки логопеда. После наглядной демонстрации ребёнку становится все ясно и понятно, что и за каким действием делать. Упражнения, которые преподносятся детям в игровой форме, основаны на непроизвольных движениях, не утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи. Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание. На своих занятиях большое внимание я уделяю и этому виду работы. В моей логопедической копилке имеется достаточное количество дыхательных упражнений, которые я применяю в своей работе: "Футбол".Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребёнок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота. "Ветряная мельница". Ребёнок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора. "Снегопад".Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребёнку, что такое снегопад и предложить ему сдувать "снежинки" с ладони. "Листопад". Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребёнку, что такое листопад. Предложить ему подуть на листья так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали. "Бабочка". Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребёнок сделал длительный плавный выдох). "Кораблик". Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик. "Расти пена". Предложите ребёнку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).
"Горячий чай". Дуть плавно и длительно на пар.
"Пчёлка". "Птичка". "Рыбки" "Поиграй вместе с зайчиками в мячик". "Сдуй листочек с винограда". "Подуй на одежду(или посуши одежду)". "Сдуй снежинку с варежки". Серийный многофункциональный учебно-игровой материал: "Насекомые и цветы" и др. Таким образом, артикуляционные упражнения и упражнения на постановку правильного речевого дыхания преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Работа по исправлению недостатков речи становятся интересным, увлекательным, эмоциональным занятием. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс постановки правильной речи протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче и результативнее. Подтверждением этому стали результаты проведённой диагностики. Если в сентябре 2013 года у 20 детей, принятых в логопункт, отсутствовало 79 звуков. К декабрю у них было поставлено 25 звуков и автоматизировано 13 звуков, то в сентябре 2014 года у 20 принятых в логопункт детей по результатам обследования отсутствовало 88 звуков. После проведенной с использованием активных методов работы, 37 звуков было поставлено и автоматизировано, 30 звуков поставлено, но требуют автоматизации. С чистой речью в декабре 2013 года из логопункта было выпущено 3 ребёнка или 15 % от общего числа зачисленных в логопункт детей. За этот же период 2014 года с чистой речью из логопункта выпущено уже 7 детей или 35%. 9 февраля 2015 в 17:36
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.