МДОУ "Октябрьский детский сад № 8" (с. Октябрьское Октябрьского района Челябинской области)
|
Новые подходы в организации работы с родителями (из опыта работы детского сада)C января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Федеральный государственный образовательный стандарт – новый тип документа, учитывающий передовые традиционные подходы и инновационные идеи организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста. Введение и реализацию ФГОС ДО можно рассматривать как инновационную деятельность, успешность которой зависит от понимания её значения в образовательной практике всеми участниками образовательных отношений: педагогами дошкольных образовательных организаций, родителями воспитанников, специалистами управляющих структур разного уровня. ФГОС ДО направлен на обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, к их структуре и результатам освоения. Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости не только от уровня подготовленности педагогических кадров к работе в условиях введения и реализации ФГОС ДО, но и от степени вовлеченности родителей (законных представителей) к реализации новых стандартов, от тесного взаимодействия семьи и детского сада в вопросах воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. ФГОС ДО представляет собой трехсторонний общественный договор между семьей, обществом, государством. Родители (законные представители) обучающихся становятся субъектами образовательного процесса, непосредственно участвующими в ходе его проектирования и реализации. Согласно требованиям ФГОС ДО (пункт 3.) «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования»: – необходимо создать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности; – обеспечить поддержку родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья; – наладить взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Характеризуя семьи воспитанников,посещающих наш детский сад, следует отметить, что большую часть родителей представляют социальные группы служащих, работающих в бюджетной сфере (учителя, врачи, военнослужащие и т.д.) и предпринимателей, представляющих мелкий и средний бизнес. Характеристика социального положения родителей воспитанников (в %):
Характеристика состава семей воспитанников:
Характеристика количества детей в семье:
Следует также отметить достаточно высокий процент неполных и многодетных семей, что также определяет специфику работы ДОУ с данной категорией семей. Характеристика образовательного уровня родителей(в %):
Достаточно высокий образовательный уровень родителей и значительный процент родителей с педагогическим образованием обуславливают специфические формы и содержание работы с ними. Учитывая актуальность вовлечения родителей в образовательный процесс с учётом требований ФГОС ДО, коллектив детского сада в качестве годовой определил для себя задачу "Разработка механизмов взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих активизации роли родителей как субъектов воспитания и государственно-общественного управления МКДОУ". В рамках реализации данной задачи были достигнуты определённые успехи. В ДОУ сформированы и действуют коллегиальные органы управления от родительской общественности: общее родительское собрание и родительский комитет ДОУ. Обновлена нормативная база участия родительской общественности в управлении образовательной деятельностью ДОУ. Разработаны и утверждены новые положения «О родительском комитете МКДОУ» и «Общем родительском собрании». Более активно стал работать родительский комитет. По инициативе родительского комитета был решён вопрос с оплатой за содержание детей в детском саду через сбербанк. Родительский комитет оказывает содействие в вопросах укрепления материально-технической базы ДОУ. По инициативе родительского комитета было подготовлено обращение в адрес учредителя с просьбой о необходимости проведения капитального ремонта здания ДОУ. Для регулирования порядка привлечения, использования и учёта целевых взносов и добровольных пожертвований физических и юридических лиц в ДОУ и определения действий сторон при приёме пожертвований был разработан соответствующий локальный нормативный акт. Одним из направлений по реализации годовой задачи стало улучшение информированности родительской общественности о деятельности детского сада В соответствии со ст.29 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказами Минобрнауки России от 14.06.2013г. № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организации» и от 10.12.2013 г. № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»,в целях обеспечения доступности и открытости информации о деятельности ДОУ были обновлены информационные стенды для родителей: на втором этаже оформлен стенд для родителей с образцами документов, утверждённых Правилами приёма, перевода и отчисления воспитанников ДОУ; оформлен стенд «Визитная карточка» ДОУ в фойе первого этажа, были также обновлены данные о работниках детского сада с указание профессиональных данных педагогов (образование, стаж, квалификация). Визитная карточка ДОУ ( в начале учебного года): К концу учебного года Визитная карточка ДОУ претерпела изменения, но её содержание не изменилось С начала учебного года стала выпускаться ежемесячная газета для родителей и сотрудников детского сада «Светлячок», на страницах которой рассказывается о событиях, которые произошли в ДОУ в течение месяца. Отрегулирована работа сайта детского сада в сети Интернет, материал приведён в соответствие с требованиями законодательства. Оборудован ящик жалоб и предложений. Подготовлен публичный доклад, с которым родители были ознакомлены на итоговом родительском собрании. Публичный доклад будет размещён на сайте детского сада в сети Интернет. Для активизации родителей помимо традиционных форм (общие и групповые собрания, консультации для родителей, участие в праздничных утренниках, конкурсах и выставках), проводились и нетрадиционные: такие, как Дни открытых дверей, открытые занятия для родителей и с участием родителей, мастер-классы для родителей и др. ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:
«Нет на свете лучше папы»(ср.гр.) «Моя мама» (ср.гр.) «Мой дом» (ср.гр.) Выставка фотоальбомов «Моя семья» (ср. гр.): Выставка «Родительский дом-начало начал….» (фотографии домов воспитанников старшей группы «Винни-Пух) Открытые занятия для родителей В гостях у бабушки Настасьи (ср.гр. «Колобок») Открытые занятия с участием родителей:
В гостях у казахской семьи (ср. гр. «Колобок») Знакомство с семейными традициями казахского народа Совместная трудовая деятельность родителей и детей по изготовлению хлебобулочных изделий. (ср.гр «Буратино») Совместные чаепития.(ср.гр. «Буратино») Мастер-класс для родителей от учителя-логопеда Толкачёвой О.В. Участие родителей в культурно-массовых мероприятиях ДОУ Совместные праздники и развлечения с родителями Развлечение, посвящённое Дню защитника Отечества
Мамин праздник Участие родителей в подготовке мероприятий (подготовка азербайджанского танца к тематическому празднику «Южный Урал собирает друзей» (ст.гр.)) Папа в роли Деда Мороза на Новогоднем утреннике в ср.гр. «Буратино» Участие мам в развлечении «Встречаем птиц» в ср. гр. «Буратино» Выпускной бал (подготовительная к школе группа «Солнышко») Помощь родителей в организации экскурсии в полицейский участок. Театрализованное представление для родителей (Сказка «Дюймовочка») ДНИ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ (по организации опытно-исследовательской деятельности детей в группах старшего дошкольного возраста) С нового уч. года начал свою работу семейный клуб «Дружная семья». В течение года проведено три заседания семейного клуба: «Осенины», «Широкая Масленица», «Беби-спорт».Цель таких заседаний -сплочение семьи в процессе проведения совместной активной продуктивной деятельности. 1-е заседание семейного клуба по теме «Осенины»: Проведение народных игр на заседании семейного клуба «Дружная семья», посвящённая Широкой Масленице Мастер-класс от Новохацкой С.В.- педагога Дома детского творчества по изготовлению жаворонка на заседании семейного клуба. Родители делятся своими талантами на заседании семейного клуба. Мастер-класс по вязанию от мамы Нохриной О.Ю.на заседании семейного клуба
З-е заседание семейного клуба по теме «Беби-спорт» посвящалось организации здорового образа жизни Участие родителей в конкурсах и выставках
«Я люблю осень» «Дары осени» Конкурс «Очарование зимнего букета» Победители районного конкурса «Очарование зимнего букета» семья Костевич со своим букетом «Зимний сон». Конкурс «Рождественская звезда» Конкурс «Зимняя сказка» Конкурс "Новый год в моих фантазиях" Конкурс космолётов ко Дню космонавтики Конкурс поделок к Пасхе Выставки: Лучший осенний букет Выставка хлебобулочных изделий,организованная совместно с родителями средней группы "Буратино". Участие родителей в подготовке материалов о родственниках, участвовавших в ВОВ при оформлении стенда, посвящённого 70-летию Победы Выставка макетов «Моя усадьба» (ср.гр «Колобок») Выставка скворечников «Дом для птиц» (ср.гр. «Буратино») Родители также принимали активное участие в подготовке к Ярмарке на Широкую Масленицу Участие родителей в создании предметно-пространственной развивающей среды Все родители, принимавшие активное участие в жизни своих групп и детского сада в течение всего учебного года на итоговом родительском собрании были награждены грамотами или благодарственными письмами учреждения. Для изучения социального состава семей, насущных нужд и интересов родителей и их детей, а также с целью изучения отношения родителей к детскому саду, в начале и конце учебного года проводилось анкетирование родителей. По итогам анкетирования выяснилось, что: 73% родителей считают, что детский сад пользуется авторитетом у населения , 25,4 % не смогли ответить на этот вопрос, и только 1,5% респондентов ответили, что детский сад не пользуется авторитетом у родителей. 92,5 % родителей считают, что их детям нравится посещать детский сад, 1,5 % ответили, что не нравится, 6 % затруднились ответить на этот вопрос. Режим работы детского сада устраивает 85 % родителей, 15 % родителей не довольны режимом работы ДОУ и предлагают открыть группу продлённого дня. 95,5 % родителей заметили положительные изменения в развитии своего ребёнка за время пребывания его в детском саду; 1,5 % - не заметили, а 3 % -затруднились ответить на этот вопрос. Уход и присмотр, а также воспитание и обучение, которые получают дети в детском саду, устраивают 98,5 % респондентов, и только 1,5 % респондентов не довольны предоставляемыми услугами. 95,5 % родителей устраивает стиль общения работников детского сада с их детьми, а вот 4,5 % родителей не довольны стилем их общения. Рационом питания детей в детском саду довольны 85,9 % респондентов, а 10,5 % ответили, что их не удовлетворяет рацион питание, который получают дети в детском саду. Информацию о целях, задачах и вообще о деятельности детского сада 91 % родителей получает от воспитателя, 52,2 % - из наглядной агитации (стендов), 13,4 % - из нашей газеты «Светлячок», 10,4 %- от других родителей и только 4,5% - из официального сайта ДОУ в сети Интернет. Наиболее успешным 82 % респондентов считают познавательно-речевое направление в деятельности педколлектива ДОУ, 43,3 % родителей отметили художественно-эстетическое направление, 34,3 %- физкультурно-оздоровительное и 16,4 %- нравственно-патриотическое. Наиболее популярными мероприятиями за истёкший учебный год для 68,7% родителей стали праздничные утренники, т.к. на них бывает наибольшая посещаемость. 40,3 % родителей отметили проводимые в детском саду конкурсы и выставки. 19,4 % родителей посчитали важными для себя мероприятиями проведение общих и групповых родительских собраний. 16,4 % респондентам запомнились открытые занятия, которые проводились для родителей. 9 % родителей запомнились заседания семейного клуба и 3 % респондентов особо выделили театрализованное представление «Дюймовочка» в исполнении детей. Не смотря на то, что задача по разработке механизмов взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих активизации роли родителей как субъектов воспитания и государственно-общественного управления ДОУ, на наш взгляд была решена на оптимальном уровне, вопросы взаимодействия с семьями воспитанников по-прежнему остаются актуальными, поэтому начатая работа будет продолжаться и в новом учебном году. Опыт работы педагогического коллектива с родителями был озвучен старшим воспитателем Шамуриной И.И. на районной методической конференции работников системы дошкольного образования 17 июня 2015 года. Кроме того, коллектив детского сада был признан Победителем районной методической выставки в направлении "Формы организации работы по взаимодействию детского сада и семьи в процессе нравственно-патриотического воспитания дошкольников" и награждён грамотой управления образования.
25 августа 2015 в 22:03
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.